Tuesday, December 02, 2008

Рецессия.

Итак свершилось. Официальные вашингтонские экономисты определили, что американская экономика в рецессии, начиная с декабря прошлого 2007 года. Примерно тогда биржа достигла исторического максимума. За год рецессии индексы ушли вниз на больше, чем 40%. При этом валовой национальный доход сьехал на 3-4%. Биржа смотрит в будущее и если следовать за ней, то должно быть в экономике намного хуже. Не знаю, будет ли хуже для компаний, которые уже вышли из бизнеса, пока банкротств больше никто не обьявляет. С другой стороны на бирже абсолютно всегда события в какой-то момент опережают реальные. Реальные падения цен связаны с процессом ликвидации, финансовые компании вынуждены это были сделать, чтобы соответствовать бухгалтерским правилам. Я несколько раз писал на эту тему и повторяться не буду. Важно, что похоже этот болезненный процесс закончился. Вчера индексы слетели на 7-8%, но обьемы продаж были минимальными, особенно по сравнению с рекордными октябрьскими. Покупатели не решились на покупки после хороших подьемов прошлой недели. Плюс Полсон опять что-то начал рассказывать про новые решения. Я думаю, от него уже ничего не зависит и бояться его не стоит. Правительство наконец нашло правильный вариант с Citibank, никаких других вариантов не надо. Экономическая команда президента Обамы получает окончательно правильный вариант и есть основания полагать, что будет следовать правильной программе. Все bailouts до Citibank на самом деле представляли практически инвестмент со стороны государства, причем практически без риска. Покупка неликвидных бумаг крупнейшего банка мира, мгновенно устанила риск его банкротства, но самое главное показало готовность государства взять на себя определенный риск. При этом возвраты могут быть намного серьезнее, чем представляется сегодня. Государство может ждать, от него не требуется зарабатывать каждый день, в крайнем случае можно просто допечатать денег. Все боятся запустить печатный станок, понятно что это может привести к инфляции, но с драматическим падением цен на сырье, инфляция точно не проблема сегодня. 30-летние государственные облигации платят меньше 3%. Я думаю, что кредиты будут продолжать дешеветь. Финансовый кризис закачивается. Автопром получит свои миллиарды, у новой администрации в Вашингтоне есть возможность подготовиться и начинать действовать без особой раскачки. Так что экономическое будущее небезнадежно. Я больше боюсь, что какие-нибудь безумцы-фанатики захотят воспользоваться ситуацией и смогут потрясти ненавистный западный мир как в 2001. К сожалению такая вероятность будет с нами надолго, такие события точно непредсказуемы. Из рецессии мы выйдем, о потерях сегодня останутся только воспоминания, но это процесс, который можно ускорить только если действовать сегодня. По другому, у меня накопились не очень хорошие примеры. Я не пишу о каких-то конкретных ситуациях сегодня, потому что не хочу никого расстраивать, когда-нибудь напишу.
У меня есть хороший приятель Joe. Он провел в моем бизнесе больше 20-ти лет и теперь работает на другом уровне, у него свой hedge fund. Фактически он имеет дело с клиентами, у которых возможностей на порядок больше, чем раньше. Я всегда надеялся, что и мне удастся такой переход, поэтому я стараюсь узнать как можно больше как все это работает. Поразительно, что на мой вопрос, как клиенты реагируют на события на бирже, ответ Joe совершенно однозначный - клиенты ищут возможности. В этом, наверное, коренное отличие моей в основном русскоязычной клиентуры от американской. Пессимизм у нас в крови, заработав что-то мы перестаем стремиться к чему-то большему, готовы довольствоваться тем, что есть. У суперуспешных американцев есть желание двигаться вперед, именно поэтому даже миллиардеры не перестают работать и пробуют сделать больше. История их научила, что останавливаться нельзя.

0 Comments:

Post a Comment

<< Home