Sunday, December 14, 2008

Инвестмент и коллекционирование.

Последние книги, которые я прочитал вроде не должны иметь ничего общего. Первая - самая серьезная на сегодняшний день биография лучшего инвестора и самого богатого человека планеты Уоррена Баффета "Snowball" Alice Schroeder. Вторая - биография одного из самых интересных художников 20-го века Павла Челищева "The Divine Comedy of Pavel Tchelitchew" Parker Tyler. Книга о Баффете названа "Снежный Ком" неслучайно, это его образное сравнение как наращивать свои инвестиции, начиная с маленького "комочка снега" и находя правильные направления движения для роста. О Павле Челищеве я до недавнего времени только слышал, считая его , в основном, театральным художником. В музее города Нью-Йорка недавно проходила выставка, посвященная группе парижских художников, которые начиная с 1934 начали перезжать в Америку из предвоенной Европы. Среди них был и Павел Челищев, который перебрался в Париж, спасаясь от революции в России. На выставке демонстрировалась его самая знаменитая картина "Hide and Seek", которая мне очень понравилась, как часто бывает, когда увидишь "вживую", а не только на иллюстрациях. Мне захотелось узнать более подробно о жизни и творчестве.
Большинство людей, особенно в детстве, что-то коллекционируют. Я собирал марки на темы освоения космоса и живописи. Когда я перебрался в Америку на каком-то этапе меня заинтересовало, как коллекционируют марки здесь и я сделал для себя открытие, что принципы совершенно отличаются. Для меня это было хобби, занимательное время провождение. В Америке коллекционирование - это бизнес, даже если это не основное занятие. Коллекционеры находятся в постоянном поиске редких экземпляров, их не интересуют темы, их интересует купить то, что может со временем стоить больше, в любое время они готовы расстаться с любым экземпляром из своей коллекции, если на этом зарабатывают. Уоррен Баффет на мой взгляд один из самых успешных "коллекционеров" в истории, только в подростковом возрасте он перешел от коллекционирования каких-то традиционных вещей к коллекционированию акций и компаний. За много лет его коллекция стала стоить многие миллиарды, все эти годы он успешно что-то продавал, что-то менял, находясь в постоянном поиске вариантов. Именно такая стратегия сделала его самым успешным инвестором всех времен и народов. Я думаю, что такое сравнение абсолютно правильное и любой инвестор должен следовать правильным примерам, а не искать способ быстренько заработать на бирже. Любой успешный коллекционер в конечном итоге может продать свою коллекцию за суммы многократно превышающие расходы, собирая коллекцию многие годы. И никому не удавалось сделать это без многолетней кропотливой терпеливой работы.
Несколько американцев в 20-ые годы в Париже покупали последовательно работы молодых никому неизвестных художников, которые им нравились, среди которых был и Павел Челищев. Наверное, у них не было уверенности, что их инвестиции когда-нибудь принесут им значительные суммы. Наверное, далеко не все художники стали знаменитыми, наверное, многие работы не окупили затрат покупателей и через много лет, но те коллекционеры, которые рискнули, делали это последовательно на протяжении многих лет не только помогли стать художникам стать знаменитыми и богатыми, но и во много раз преумножили свои инвестиции. А их коллекции стали основой многих музеев, которые мы посещаем.
Я думаю, что мое сравнение инвестмента и коллекционирования абсолютно правильное. Возможно, кто-то будет не согласен и по-прежнему будет пробовать другие варианты. Я не думаю, что такие варианты существуют. Надо покупать когда есть свободные средства, искать возможности, учиться на ошибках, не останавливаться, если что-то не сработало. И со временем "коллекция" может стать основой безбедного существования.

0 Comments:

Post a Comment

<< Home