Tuesday, March 03, 2009

Упущенные возможности.

Я начал работать на Wall Street в середине 90х годов. В то время клиенты обычно говорили, что жалко, не купили акции Microsoft в свое время. Обычно я отвечал, что эти акции выросли драматически с 1986 года когда они появились на бирже, но еще будут расти. Я был прав, они росли в цене до начала 2000 года, не так быстро как первые годы существования, но достаточно, чтобы заработать процент возврата, который никогда больше не вызывал сомнений, что инвестировать необходимо. Акции появились на бирже в 1986 году, все знают, что в октябре 1987 года на бирже был крах. Абсолютно все, кто покупал акции MSFT в 1986 и 1987 годах были существенно внизу, когда биржа рухнула в "черный понедельник". Если они не продали в этот период времени, то через 5-12 лет эти инвестиции выросли в десятки раз. Если вы купили эти акции, когда абсолютно все упало в цене, возврат был бы в сотни(!) раз.
Основные позиции, которые я начал покупать были технологические, фармацевтические и российские компании только появившиеся на американских площадках. В августе 1998 года в России произошел дефолт, которые привел к значительным падениям на мировых рынках. Многие акции слетели на 30-70%, российские акции слетели на 80-95%. Все знают, что произошло потом - американский технологический бум, закончившийся в начале 2000 года и российское возрождение, связанное с драматическим ростом цен на сырье до середины прошлого года, при котором многие акции выросли в десятки раз с уровней до дефолта, в некоторых случаях в сотни (!) раз с уровней после дефолта. И если MSFT для меня конкретно больше теоретическая историческая ситуация, которых можно найти множество за время существования биржи, то многие технологические, фармацевтические и российские компании я практически покупал.
Многие утверждают, что сегодняшний кризис отличается, что он может продлиться годами, что американский капитализм нежизнеспособен в современных условиях. Я могу совершенно точно сказать, что через какое-то время ситуация повернется к лучшему. Я это слышал в 1998 о российской ситуации. Никто тогда не верил, что российские акции вернутся на уровни 1996-1997 уже через несколько лет, потеряв 80-95% своей стоимости после дефолта, что они вырастут через несколько лет еще в десятки раз. Можно привести тысячи других примеров, поэтому я сегодня рассматриваю ситуацию с точки зрения возможностей, которые она представляет всем. Я уверен, что через несколько лет все будут вспоминать падение биржи сегодня и жалеть об упущенных возможностях, точно также, как большинство упустило возможности дефолта 1998.
Я хочу, чтобы все прочитали письмо Баффета своим инвесторам по итогам 2008 года http://www.berkshirehathaway.com/letters/2008ltr.pdf Его портфолио слетело на 50% вместе с биржей, но он видит сотни (!) компаний, которые можно покупать сегодня и он уверен, что это надо делать. В 2000 году на бирже появились акции Petro China (PTR), индексы падали до октября 2002, эти акции можно было покупать на 30-40% ниже первоначальной цены. Баффет покупал и продал их в начале прошлого года по цене в примерно в 9 раз выше. Это уже совсем недавняя история. Он покупал акции ирландских банков, на которых потерял практически все, он сделал по его собственному признанию серьезные ошибки в прошлом. Это такой бизнес, без ошибок не бывает, но ошибки не должны останавливать бизнес. Баффету верить можно, он стал самым богатым человеком в мире благодаря бирже. Если есть свободные средства их надо инвестировать, ни у какого вида вложений, включая недвижимость нет вариантов вырасти в десятки, сотни раз. Я надеюсь, что в наше время все происходит быстрее и мы увидим поворот к лучшему гораздо раньше, чем это представляется сегодня.

0 Comments:

Post a Comment

<< Home